г. Уфа, пр. Октября, 148, оф.6
Г. Уфа
+7(917)451-13-66

Можно ли продать товарный знак?

Можно ли продать товарный знак? - BEBRAND Уфа


Товарный знак можно сравнить с недвижимостью. Он точно так же требует юридического оформления, поддержки и регулярного использования. Всё это стоит того, чтобы над вашей головой всегда была «крыша», а вокруг — «стены», которые защищают. Товарный знак, как и дом, можно продать или купить.

Согласно ГК РФ, продажа товарного знакаэто передача всех прав на него  другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Почему упоминаем только термин «товарный знак», а не «бренд»? На самом деле, не существует такой юридической категории, как бренд. Поэтому речи о купле-продаже здесь не идёт.

Как посчитать первоначальную стоимость товарного знака?



Прежде, чем продавать или покупать этот нематериальный актив, необходимо понимать, сколько он стоит. Цена товарного знака включает затраты на его создание и регистрацию. Но кроме этого существуют и другие моменты, которые могут увеличить стоимость обозначения. Ведь в процессе использования товарный знак приобретает особую ценность в виде связанных с ним ассоциаций, эмоций, представлений и ценностных характеристик о продукте или услуге. Цена такого раскрученного обозначения будет выше, чем его первоначальная балансовая стоимость. Это можно увидеть на примерах лидеров отраслей. Так, шестой год подряд «Nike» становится самым дорогим брендом одежды в мире и его общая стоимость равна 34,8 миллиарда долларов.

Договор передачи прав на товарный знак называется договором отчуждения исключительного права на товарный знак. Этот документ в обязательном порядке нужно зарегистрировать в Роспатенте. Если этого не сделать, то договор становится недействителен.

Процесс передачи прав включает три этапа:

  1. Подготовка документов. Обычно этот комплект состоит из договора, заключенного между сторонами, заявления и доверенности. Сюда также можно приложить свидетельство о регистрации товарного знака, приложения обо всех изменениях, внесенных в товарный знак,  и приложение о продлении.
  2. Подача документов в Роспатент для регистрации договора отчуждения исключительного права в отношении товарного знака. Для осуществления этого процесса необходимо будет оплатить пошлину.
  3. Получение сторонами оригиналов приложений о передаче права. После этого в государственном реестре товарных знаков делается запись о новом владельце исключительного права.

Почему продают товарные знаки?



Вы можете решить продать товарный знак абсолютно по разным причинам.


Ликвидация организации

Когда организация ликвидируется, всё имущество либо делят, либо продают. Товарный знак лучше продать заинтересованному лицу, так как это может принести дополнительную прибыль. Но стоимость некоторых товарных знаков, принадлежащих крупным компаниям, оказывается выше, чем всё их материальное имущество. Например, на торги выставлялись следующие обозначения:

  • «Интерскол» (№ 310753) и «INTERSKOL» (№ 390724) — интернет-магазин бытовой техники. Они были зарегистрированы 06.10.2009 г. Начальная цена лота составила целых 1 100 000 000 рублей!
  • «Е96RU» (№ 498017) — интернет-магазин бытовой техники, который зарегистрировал свой товарный знак 17.10.2013 г. Начальная цена составила 387 825 000 руб.


Торговля новыми товарными знаками

Даже совсем новые товарный знаки могут выставить на продажу. Этим занимаются целые компании, которые специально создают и регистрируют обозначения с целью их продажи тем, кто хочет быстро приобрести готовое решение.


Ребрендинг

Когда компания решает сделать ребрендинг и новый логотип становится совсем не похож на предыдущий, старый товарный знак можно продать и зарегистрировать новый. Но тут есть один момент: если предыдущий правообладатель имел несколько сходных обозначений, то договор передачи права для некоторых из них не может быть зарегистрирован из-за несоответствия правилам Роспатента.


Смена деятельности

Правовая охрана товарного знака распространяется только на те товары или услуги, в отношении которых он был зарегистрирован. Соответственно, меняется деятельность – старый товарный знак уже не будет защищать ваши исключительные права для новых товаров или услуг – необходимо регистрировать новый. Чтобы не потерять старое обозначение, его лучше продать заинтересованному лицу, иначе оно аннулируется по причине неиспользования. Лицензионный договор позволит вам передать права на использование товарного знака только для определённого списка товаров и услуг. Но нужно продумать эти моменты так, чтобы в результате потребитель не был введён в заблуждение из-за смешения ваших деятельностей с новым владельцем. По этой причине вам даже могут отказать в регистрации договора отчуждения. Очень ярким примером того, как две разные компании имеют аналогичные обозначения, является регистрация товарных знаков «Dove» (№ 284511) – производство шоколада и кондитерских изделий и «Dove» (№ 568803) – производство мыла и уходовых средств.

Не стоит специально занижать или завышать стоимость при продаже товарного знака, иначе налоговые органы сочтут это уклонением от уплаты НДС. Объективно оценить стоимость обозначения вам помогут профессиональные оценщики.


Для удачной сделки:

1. Убедитесь, что контрагенту можно доверять. Запросите все документы, относящиеся к объекту передачи права — товарному знаку;

2. Составляйте договор грамотно — это убережет вас от неприятных ситуаций в будущем;

3. Проверьте договор на соответствие всем условиям его регистрации в Роспатенте.



Если у вас возникла необходимость зарегистрировать свои исключительные права на товарный знак, если есть вопросы и сомнения по поводу регистрации или если кто-то нарушает вашу интеллектуальную собственность — свяжитесь с нами любым удобным способом.
Наши специалисты всегда готовы бесплатно вас проконсультировать и помочь в решении любых задач!

📞 +7(917)451-13-66
📩 ufa@bbcg.org


А также вы можете оставить заявку, чтобы мы связались с вами:

Похожие статьи